ВОЕННЫЕ ПИСЬМА / WAR LETTERS 1941 - 1945

Письмо Арсенкина В.В. родным

Автор: Арсенкин Василий Васильевич

Конверт письма Арсенкина В.В. родным от 20.10.1940 г.

Адрес: «Хабаровский кр. Амурская обл. Свободненский р-н. с. Семеновка Арсенкиной Ульяне Васильев(не)  Прим. Край. Шмаковский р-н. ст. Филаретовка Сталинская шко(ла) В.В. Арс(енкин)». По штемпелю - отправлено: «(СССР) Сталино (печать стерта) Уссур (печать стерта)», получено: «СССР Свободнен (печать стерта) обл. 9.11.40», « СССР Сукр (печать стерта) Амур. обл. 10.11.40», «СССР Семеновка Ам (печать стерта) 11.11.40».

Текст письма Арсенкина В.В. родным от 20.10.1940 г.

«Здравствуйте Мама, Уля и Степа!

Прежде всего сообщаю, что живу на старом месте, но возможно что скоро здесь меня не будет. Вы знаете, что в армию был не взят, а зачислен в запас. И я уже думал, что служит в армии не придется, а будут ежегодно брать на подготовку в летний период. Но 19 го сентября опять призывался, зачислен в кадровые части РККА и оставлен опять до особого вызова. Но думаю, что в этом году возьмуть, потому что до особого вызова было оставлено большинство призываемых и вот все время вызывают по 2-3 человека. Так- что и моя очередь может подойти не сегодня-завтра.

А впрочем это дело еще впереди. Сейчас же живу по старому. Тебе Уля напишу несколько о своей работе. То, что ты меня представляешь маленьким, мне почемуто не  казалось, но прочитав твое письмо я подумал и оказалось, что и на самом деле, было это нетак давно по времени, но достаточно давно по работе, т.е. жизни. В данное время я, молодой работник, заведую довольно крупной школой (в ряду начальных), контигент учащихся которой, составляет 175 человек. Вполне ясно, что у меня должна быть уйма ошибок, которых я, понятно, не замечаю. Но всеже, те общие методы обучения, которые в твоем письме были указаны, мне известны, но не все из них я могу применять в моих условиях. Хотябы проверка тетрадей. Я думаю, что самый молодой, самый неопытный учитель не станеть отрицать всю ту пользу, которую дает систематическая проверка работ учащихся и тем паче - работа над ошибками.

Но, увы! Что я могу поделать? Мой класс (4й) 52 человека.

Русский язык - ежедневно классная и домашняя работы. 2

Арифметика – ежедневно классная и домашняя работа. 2

4 работы × 52 = 208 работ.

А рисование, а тетради по истории, а тетради по географии (а я их веду), а ежедневная подготовка к 4-5 урокам (а она у меня отнимает 2, а то и больше, часов).

Возможно ли при таком положение выполнить физически, то что трактует методика? Суди сама. Я же не забываю, что и отдохнуть полезно.

Поэтому я проверяю только проверочные и контрольные работы. Что и так достаточно уплотняет рабочий день, отрывая иногда и выходные.

Только из этого, тебе должно быть ясно, что такой класс не может отличаться хорошей успеваемостью.  Бывают у нас районные работники.

Особенно часто зав. РОНО (Синегуб, брат Устименки, который у нас П-ф был пред. колхоза, здесь же он пред. сельсовета).

У него здесь живут родные и он почти перед каждым выходным приезжает к ним и заходит почти всегда в школу (она стоит на его пути).

Был один раз в этом году инструктор. Но я с ними особенно не нежничаю, ибо они виновны в том, что до сих пор, в таком крупном населенном пункте, нет хорошего школьного здания.

Они же, понимая это, только притупляют свои требования и обнадеживают, что на будущий год здесь будет Н.С.Ш.

Что входит в некласную работу? С этим вопросом я практически почти что не знаком, разве что теоретически. Впрочем знаю что нужно бы делать, но ничего не делаем, по той причине, что в школе только две классные комнаты, поэтому занятия ведутся в две смены. 2я смена заканчивает заниматься 5-50 часов вечера, затем уборка помещения и уже вечер.

Таким образом нет помещения для внеклассной работы.

Правда есть надежды получить от завода вспомогательное помещение – пионерскую комнату, но покаместь еще нет.

Относительно методических и наглядных пособий школа снабжена не так уж плохо.

Правда такого пособия, как методические журналы и учительские газеты на 1940 год, почемуто на наше отделение почты небыло, это плоховато. Журнал «Начальная школа» в нашей школе имеется за 3 года 39-38 и 37г. Также за прошлые годы имеется и учительская газета. Кое чем пользуюсь из парткабинета (Уссури).

Это письмо начал писать в прошлый выходной, закончить собрался сегодя (выходной 20/ Х).

События последних дней показали, некоторое расхождение, с прошлым, т.е. с тем, что уже написано. Синегуб (зав. роно) заверил меня что, дескать, в армию тебя в этом году не возьмут, так как в райвоенкомате  было его вмешательство и якобы он добился, чтобы мне еще  дали отстрочку, потому что и так много взяли учителей.

Дальше: уже утверждено краевым советом строительство у нас школы и не Н.С.Ш., как я ожидал, а средней школы. Уже отведено место для указанного строительства и скоро начнется подготовка. Поэтому, более чем очевидно, можно на деяться,что у нас на будущий год будет приличная школа.  А если это будет, то мой вам совет, если сможете, то переселяйтесь сюда.

Селение расположено у железной дороги (как например ст. Шмаковка и с. Авдеевка). В 9 км. ст. Ружино. Но нетоРужино, какое вы можете помнить, а довольно приличный городок, лучьше Уссури.  Сразуже за Ружино и и Уссури. Креме школы у нас на будущий год есть в проекте строительство клуба, больницы и бани. Со временем здесь будит какойнибудь городок.

Сейчас имеется два больших жилых дома городского типа (45 и 15 квартирные).

На этом я кончаю.

Пишите мне.

С приветом к Вам

(подпись).

20/Х-40 г.»