ВОЕННЫЕ ПИСЬМА / WAR LETTERS 1941 - 1945

«В перерыве между боями…»: формы досуга на фронтах Великой Отечественной войны.

Размышляя о Великой Отечественной войне, мы в первую очередь представляем образы героических подвигов фронтовиков и партизан. Однако военную повседневность составляют не только боевые сражения. Это ещё и перерывы между ними. Те редкие свободные минуты, которые воодушевляют сражаться и бороться за свою Родину. Поэтому перед нами возникает вопрос, как протекала жизнь солдат в перерывах между сражениями? Какие формы досуга были доступны на войне? Ответы на вопросы содержат фронтовые письма, хранящиеся в фондах нашего музея, представленные на сайте «Военные письма». Сразу отметим, что в приведенных цитатах из писем мы сохранили орфографию и пунктуацию авторов.

Авторы военных отправлений сообщали, что они имели возможность читать свежие газеты, журналы или художественную литературу. Более того, в землянках был оборудован даже специальный литературный столик, с которого можно было что-то взять и почитать: «Я сейчас нахожусь в землянке. Довольно тепло и уютно. Вечер. Торчит хороший стол. На столе можно найти что почитать Ежедневно свежие газеты. Иногда журналы Имеем кое-что и из художественной литературы. Сейчас, например, в свободное время почитываю Горького. Вот так и живем»[из письма В.В. Арсенкина сестре – У.В. Бянкиной от 01.10.1944 г.]. Более того, боевые товарищи практиковали и совместное, коллективное чтение газетных колонок или книг: «Мы получаем газеты регулярно и проводим колективные читки» [из письма Авеличева И.Т. жене Авеличевой В.Г. от 22.11.1942 г.].  Некоторые фронтовики даже советовали что-то почитать своим близким, как, например, Владимир Коломиец в письме [от 07.05.1943 г.] своей возлюбленной Наташе Глебовой: «Сегодня прочел отрывок Шолохова в Правде под заглавием "Они сражались за Родину» советую прочитать».

В некоторых фронтовых письмах упоминается, что солдатам удалось побывать на своеобразных концертах, которые устраивали приезжие артисты. Такая форма досуга поднимала боевой дух и помогала отвлечься от военных проблем: «в чера был на собрании партийного актива после собрания московские артисты поставили нам постановку посмешили нас немножко здесь где мы стоим насиление русский язык не понимает»[из письма Борисенко С.Г. жене Борисенко А.Ф. и детям от 16.09.1944г];«Вчера у нас был концерт, приезжали хорошие артисты и мы остались довольны»[из письма Свердленко И.П. родным от 11.05.1944 г.].

Интересно отметить, что Авеличев И.Т. в письме своей жене «концертом» называет боевые атаки против немцев. Автор иронично упоминает, что подобные «концерты» устраиваются каждый день, а немцы на них очень веселятся. Конечно, этой иронией автор письма хотел подчеркнуть, что фронтовой досуг развит достаточно слабо в столь суровых условиях: «На счет кино, то по этому вопросу я могу сказать, что мы каждый день видим и сами устраиваем «концерты» для фрицов, а сами смотрим как они веселятся нашим концертам. Наша всемя любящая катюша дает прекрасные, при том бесплатные концерты только для специальных «заведей» где собирается по больше фрицов. Собщю в настоящее время мы даем такие «концерты» которых оголтелые бандиты от нас не ожидали»[из письма Авеличева И.Т. жене Авеличевой В.Г. от 22.11.1942 г.].

Большинство «фронтовых треугольников» подсказывает нам, что наиболее распространённой практикой досуга было именно написание писем. Часто во фронтовых сообщениях присутствовали просьбы о том, чтобы родные писали письма чаще и подробнее. Так солдаты хотели быть в курсе последних новостей из родного дома, села или города. Ощущать связь с близкими, которая хранила в боях. В свою очередь фронтовики  и сами старались писать письма в перерывах между сражениями. «Пишу письма, куда только знаю адреса, ответов правда получаю мало, наверное всему причиной Большое расстояние»[из письма Арсенкина В.В. сестре Бянкиной У.В. от 02.12.1944 г.].

Получение весточки из дома было по-настоящему радостным событием для каждого бойца. Не скрывая чувств, они писали об этом в ответных письмах: «Письма ваши получил – три сразу – двое папиных и одно Галины и Сани, за которые не знаю как Вам и благодарить, просто это был день одним из лучших в моей жизни и особенно за последний год»[из письма Свердленко И.П. родным от 20.11.1943 г.]. Так как письма нередко задерживались или вовсе терялись, фронтовики, ожидая очередных сообщений, перечитывали полюбившиеся строки: «Бориса я, прямо, не знаю как благодарить, он мне такое письмо написал, что я раз 20 перечитывал.... и сейчас на досуге читаю»[письма Коломийца В.Р. Глебовой Н.Б. от 08.08.1942 г.]. И конечно, дождавшись вестей, стремились их прочитать в свободную минуту: «Ваши письма я получил на марше за что особенно рад и благодарен, как хорошо когда на привале, в перерыве между маршем, лежишь куришь сигаретку и читаешь письмо из родной стороны от родных и любимых»[из письма Свердленко И.П. родным от 02.09.1944 г.].

Мы перечислили лишь те возможности формы досуга, которые отражены в военных письмах фондов музея Истории Дальнего Востока имени В.К. Арсеньева. Перечень видов проведения свободного времени может быть продолжен, если привлечь для исследования и другие источники. Особая важность эпистолярного наследия времен Великой Отечественной войны в том, что эти письма не просто сведения, материалы или источники. Они показывают повседневную жизнь солдат, и сами представляют отдельную, особую форму досуга в фронтовых условиях войны.

Автор эссе – Елена Поливанчук, научный сотрудник отдела исследований Музея истории Дальнего Востока имени В.К. Арсеньева