ВОЕННЫЕ ПИСЬМА / WAR LETTERS 1941 - 1945

Письмо Артеменко В.С. Громову Г.И.

Автор: Артеменко Василий Степанович (ветеран)

Текст письма Артеменко В.С. Громову Г.И. от 10.11.1986 г.

«Георгий Исаевич!

с большим опозданием отвечаю на Вашу просбу, так как более месяца я отсутствовал на производстве.

Призван в армию был в 1942 году сразу же после окончания Уссурийского сельхозтехникума, Черниговским райвоенкоматом. После 10 дневной подготовки в 388 запасном полку в г. Свободном направлен в составе большой группы дальневосточников пополнением в 895 стрелковый полк действующей армии, находившейся в то время на правом берегу Волги немножко северней Сталинграда, где и получил боевое крещение. После завершения сталинградской операции, наш полк переместили несколько северней и пошли мы с боями на Елец, Ливны, Понори [вероятно, Поныри – Ред.] и другие населенные пункты, которые сейчас я уже не помню. Жестокие бои были под Ливнами и в Понорях, а дальше небольшие села совершенно были снесены с лица земли.

Помню такой случай, остановились мы под пролеском, глубокий снег, влево лес, вправо чистое поле, мой командир сквозь слезы говорит: это мое родное село. Да где же оно? а вот присмотрись, вот остатки сада, дальше развалины строений, и еще дальше остатки колодца; и таких мест было очень много. Очень тяжело пришлось нам [слово неразборчиво] с. Трояново в марте 1943 года, из-за глубоких снегов, метелей, наши обозы отстали, мы оказались без боеприпасов, это внзапно разведал враг и перешол в контр настуление. В эти дни мы потеряли очень многих товарищей, многие оказались ранеными. с. Трояново немец забрал обратно. Для нас это было большой неудачей и печалью, погибло большинство командного состава. После отдыха и переформирования наше движение на Запад возобновилось. Мне до сих пор помнится момент когда наша часть на закате солнца вышла на возвышенность из которой вправо и влево было видно на десяток километров, и по всему этому пространству в догонку заходящему солнцу двигалась огромная масса людей, лошадей, машин, различной военной техники, все двигалось в одном направлении по бездорожью, по глубокому снегу, сдесь я невольно вспомнл панораму Бородинской битвы. Так вот время шло, менялись места, задачи нашей части, но движение продолжалось. В 1943 году в одной из схваток я получил ранение от ручной гранаты немцов, находился в госпиталях, после излечения попал в состав 785 стрелкового полка, В 1944 году этот полк в составе 3 белорусского фронта освобождал Литву. В Литве мне довелось побывать в Вильнюсе, Каунасе, Шауляе, Радвелишках [вероятно, Радвилишкисе – Ред.], и ряде других более мелких населенных пунктов, последним пунктом был город Шакеи [вероятно, Шаки (рус.) или Шакяй (лит.) – Ред.], при штурме которого, я получил 30 августа 1944 г. тяжелое ранение и был эвакуирован в глубокий тыл, на лечение. После выздоровления был признан годным к не строевой службе и на фронт больше не пошел. При освобождении Литвы было очень много интересных военных эпизодов: Так будучи в разведке с Петей Лазаревым; мы столкнулись с пожилым литовцем к которому мы обратились на литовском языке, он нам ответил на чистом русском, говорит: Я же вижу что вы красногварейцы, многое нам рассказал, затем взглянул на часы, под столом включил приемник, поймал голос Москвы, передававший положение на фронтах; мы получили ценную информацию. И таких эпизодов было много. Находясь в разведке с П. Лазаревым мы до невозможности устали, перед рассветом набрели на  копну, решили передохнуть, вдруг услышали русскую песню за копной, потихоньку подошли там оказалась русская женщина, жительница этих мест, пасла овец, радушно нас встретила, рассказала нам расположение дорог, размещение немцев, передала нам свой дневной запас продовольствия. И таких эпизодов было много.

После излечения тяжелого ранения, служил в 215 отдельной стрелковой роте, приволжкого военного округа. Димобилизовался в декабре 1945 г. Вернулся в Приморскй край, Кировский район, где жили мои родители, здесь встретил подругу жизни Зинаиду Феофановну, с ней мы вырастили сына и дочь, обоим им дали высшее образование, сын сейчас работает врачем, дочь педагогом, имеем 3х внуков. Работаю я всю жизнь агрономом. После демобилизации в Кировской МТС, около 10 лет возглавля агрономическую службу; после ликвидации МТС, агрономом в совхозах, Крыловском, Кировском и вот более 20 лет в совхозе «Пчеловод».

Сейчас достиг возраста позволяющего уходить на отдых, но пока силы позволяют продолжаю трудиться. Правда с возростом последствия войны все чувствительней отзываются, приходится обращаться к врачам за помощью, за здоровьем.

Георгий Исаевич! Если бы в 1943-44 году мне кто-нибудь сказал что ты увидишь своих детей, я бы назвал его сумасшедшим. Но жизнь настолько сложне и делает такие повороты, что приходится удивляться ей. Вот я увидел не только своих детей но и внуков, они живут, растут, учатся и это наша радость. Так сложилась моя жизнь, а вот как сложилась жизнь мои боевых товарищей трудно сказать. Некоторые товарищи уже покойные, скончались после войны, а некоторых я потерял из вида. Так Петька Лазарев, уроженец Ср. Азии, капитан Бальченко, уроженец Украины, где они что с ними не знаю, а хотелось бы узнать.

За боевые заслуги имею награды 7 медалей и орден отечественной войны 2й степени.

Уважаемый Георгий Исаевич, пожалуйста исполните для моих боевых товарищей песни: «Ой туманы мои растуманы» и «Ревела буря гром гремел» - которую любил капитан Бальченко.

С уважением; Василий Степановеч Артеменко.

Мой Адрес: 692090. п, Кировский …»