ВОЕННЫЕ ПИСЬМА / WAR LETTERS 1941 - 1945

Письмо Зинаиды Грызловой, фронтового товарища Пятова Н.В., его родителям

Автор: Пятов Николай Васильевич

Конверт письма Зинаиды Грызловой, фронтового товарища Пятова Н.В., его родителям от 16.06.1944 г.

г. Владивосток ул. Первая речка. Военное шоссе Д. № 136. Пятову В.Е.

Полевая почта 18798 Грызловой З.И.

16/VI 44

Просмотрено военной цензурой 07869

Текст письма Зинаиды Грызловой, фронтового товарища Пятова Н.В., его родителям от 16.06.1944 г.

"Уважаемый Василий Евдокимович!

Сегодня моя подруга Аня получила от Вас письмо. Я знаю Николая давно, а поэтому решила написать о нем, о его боевых делах и о дальнейшей судьбе.

Еще в ноябре 1943 , на подступах к Кривому Рогу, Николай, будучи командиром стрелковой роты, показал себя бесстрашным орлом. С группой солдат, он держал оборону, где немцы ежедневно, по несколько раз ходили в контратаку, пытаясь прорвать нашу оборону. Затем знаменитая высота, которую ему пришлось брать. Он с честью выполнил приказ командования. Наш командир части, очень ценил Николая. Помнится случай: я пошла с командиром части на передний край, Николай звонит, что он плохо себя чувствует. Командир, лично справился о нем, о его здоровьи и направил для него медикаменты. Прихожу я, а Николай, говорит, что все хорошо, он уже не болен. Вот пример мужества. Когда его хотели направить в ПМП, он не согласился. И только через несколько дней, заболев серьезно, он уехал в госпиталь. Приехал из госпиталя он, когда наша часть перешла уже в наступление. Он пришел к нам в ППМ, мы очень обрадовались, встретившись с ним (в то время много наших товарищей вышло из строя), также через несколько дней погиб командир части, перевязывая его, на поле боя, я была тоже ранена и уехала в МСБ. Вернулась в своя часть я только в Кривом Роге. Там, нам пришлось жить в одном доме с Николаем и с Ванюшей Лоскутовым, последний был контужен и лежал в стационаре ПМП, а Коля отдыхал. Я тоже еще не работала после выздоровления. И вот, собравшись в одном доме, мы очень хорошо отдыхали, вместе читали, слушали патефон, танцевали. Никто из нас и не думал, что через несколько дней наш лучший боевой товарищ выйдет из наших рядов. В начале марта, мы вместе с Николаем ходили получать правительственные награды. Николай был награжден орденом «Отечественной войны II степени». (Вы его должны получить, так как он вручается посмертно семье погибшего) Мы возвращались все вместе. Как запоминаются все эти мелочи, как приходилось вытаскивать из грязи сапоги, как искали дом (ночи были темные) Боже мой неужели же правда, что Николая уже нет. Да, это так.

9го марта, наша часть прорвала оборону немцев, форсировав водный рубеж, и мы вышли из Кривого Рога. Мы шли опять вместе. (Николай, Лоскутов, Бойцов – все наши боевые друзья) было хорошее настроение, немцы бежали быстро, оставив на поле боя много военного имущества и убитых.

11го я поехала в Кривой Рог, повезла раненых. Николай опять принял роту. И вот 14го, недалеко от села Еланец, хутор Нижний Р…., Николай был ранен, как вам уже известно, в живот. Ранение тяжелое. Его оперировал хирург, не из нашего МСБ. Сделав лапаротомию, установили: ранение почки, большое внутреннее кровотечение. После операции он чувствовал себя неплохо, как рассказывали после, потому что я вернулась из Кривого Рога только 21го, когда он уже умер.

Через день после операции он умер, перитониальные явления. Мы в это время быстро шли вперед. МСБ тоже уехал, оставив с Николаем специалиста – хирурга и остальной обслуживающий персонал. Вернувшись из Кривого Рога, узнав все происшедшее, я не верила. Ведь он был очень смелый, замечательный парень, думала я, а смелые не умирают. Один генерал говорил, что смелый должен всегда выжить. А Николай, он погиб. Тяжела утрата для нас, и особенно его родителям. С какой нежностью и любовью он рассказывал о своей мамани, отце братишке и сестре. Показывал фотографии, которые он всегда бережно хранил. И вдруг…. о какое горе. Его похоронили в д. Ольгополь Криворожского района, Днепропетровской области. Некоторые наши воины, возвращаясь из госпиталей и проезжая через эту деревню, вспоминают о Николае. Мы очень часто вспоминаем о Николае, чтим его память. Как тяжело, мы проходим большие пути, и с каждым километром теряем своих лучших друзей. Вот мы уже за Днепром. Скоро мы должны закончить разгром противника. Кто знает, какая судьба у нас впереди. «Паду ли я стрелой пронзенный иль мимо пролетит она». – неизвестно. Но любимой песенкой Николая была другая. Мы всегда ее напевали, где бы ни были всегда ее слова были у нас на устах: «Пусть днями проходит за годом год, если минута грустная придет, я обниму тебя в глаза твои взгляну, спрошу ты помнишь ли первую весну, тот тихий вечер и обрыв в реке и твою песню, что слышно вдалеке. Я эту песню годами берегла, я эту песню в сердце пронесла». Мы часто с Анечкой поем эту песню, вспоминаем нашего славного друга Николая и слезы невольно застилают глаза. Очень жду вашего письма. Простите за мое письмо, очень соболезную вам, но утешать не умею. Это очень трудно. Тяжело Вам, но очень прошу берегите себя, особенно мама Николая. Он говорил, что у нее слабое здоровье, а также и у вас. (Николай говорил, что у вас серьезное заболевание желудка) А мы постараемся отомстить за Николая, передадим ваш родительский наказ всем воинам нашей части. Будьте здоровы

с приветом, уважающая вас

Зинаида.

P.S. Вы спрашивали о фотографии Николая. Да, у меня есть, но только его домашняя, когда он учился в военно-морском училище. Буду стараться, достать его фотографию фронтовую.

С приветом Зина"