ВОЕННЫЕ ПИСЬМА / WAR LETTERS 1941 - 1945

Автобиография Нехаенко М.Ф.

Автор: Танковая колонна "Приморский комсомолец"

Текст автобиографии Нехаенко М.Ф.

[Запись другими чернилами и почерком: «Танкова колонна. Автобиогр. Нехаенко М. Ф.»]

«Родился я в 1926 г. 22 ноября в деревне Шмаковка Кировского р-на Прим. Края. В 1934 г. семья переехала в г. Владивосток. я пошел учится в школу № 2 где проучился до января 1942 г. в то время я учился в 7м кл. В декабре 1941 г. в виду тяжелого положения на фронте оба класса 7х полностью, мальчиков и девочек направляют в Ф.З.О в поселок (Семеновка) г. Арсеньев, чтобы после учебы стать за станки и заменить старших ушедших на фронт. После окончания 4х месячной учебы, нас часть оставили работать на заводе, а часть направили в г. Владивосток на заводы. Я попал на судоремонтный завод № 2 где стал работать токарем. В это время 1942 г. на фронтах было очень тяжелое время и мы юноши 14-15 лет работали не покладая рук на равне со взрослыми по три смены. и в одно время учились от военкомата по военному делу по 3-4 часа через день.

Все силы и средства комсомольцев и молодежи были внесены для помочи нашей Красной Армии. На средства собранные комсомольцами и молодежью Приморья была построена танковая колонна «Приморский Комсомолец» В это время комсомол просил в тов. Сталина разрешения, чтобы на этих танках воевали приморские комсомольцы. Разрешение комсомол получил. 25 апреля 1943 г. был набор добровольцев в танковую колонну «Приморский Комсомолец». Заявлений было очень много, но было отобрано всего 60 чел. Отправляли нас двумя партиями 2 и 5 мая перед отправкой нас в Крайкоме комсомола выстроили и сказали что мы едим в танковую школу на 4е месяца после чего мы получим танки и поедем на фронт. и что на фронте из нас многие могуть быть убитые раненые и кто можеть передумал то можеть взять заявление обратно и выйти из строя. Но из строя никто не вышел все изявили желание ехать только на фронт.

Я уехал в танковое училище 2 мая 1945 г. учились мы на Урале в Нижнем Тагиле где мы проучились до августа 1943 г.

В первых числах августа мы были посланы на завод где мы сами помогали укомплектовывать наши танки Т-34. и где были сформированы экипажи. Командиров танков нам дали офицеров уже бывших на фронте. Приехал к нам секретарь Приморского Крайкома комсомола тов. Мильмухамедов с дилигацией был большой заводской митинг и нам были вручены боевые машины Т-34. и мы отправились на фронт. Попали мы на первый украинский фронт в третью танковую Армию. Первые бои у нас начались под гор. Киевым форсирования Днепра в стыке сливания реки Десны. Наш батальен танковый потдерживал наступающую пехоту на г. Киев. После взятия г. Киева наш танковый Батальен потдерживал пехотный батальен с которым мы продвигались южнее шоссе Киев – Житомер километров 15. 13 ноября немцы с крупными танковыми и пехотными силами перешли в контраступление где нашими войками был оставлен г. Житомер и нам пришлось отступать. И вот пот деревней Гниловкой кл. 20 от Фастова наш танк был подбит и я был тяжело ранен, а также был ранен и командир танка тов. Петров, при спасении командира был тяжело ранен водител Фомин Дмитрий и несмотря на тяжелое ранение Фомин Дмитрий сам и помог командиру выбратся с поля боя, меня спас и помог выбратся с поля боя наш радист Володя Булгаков который отправил меня в санчасть, где он сейчас жив или нет неизвестно Фомин Дмитрий в данный момент живет и работает в г. Артеме Ранело меня 22 ноября 1943 г. Лежал я в госпитале в г. Курске по феврал 1944 г.

После госпиталя меня направили в запасной полк танковый 1го украинского фронта, так-как у меня здоровье еще было полностью невостановлено после ранения то меня оставили в запасном полку инструктором Т-34 так-как к нам приходило много танкистов с госпиталей которые воевали на лехких танках Т-50, Т-60.

Перед наступлением на Тарнопольском направлении наш полк влился в основные силы 4го корпуса 13 танковой бригады. После разгрома тарнопольской группировки наш корпус отвели на отдых и пополнение, но пополнение мы получить неуспели в августе 1944 г. наш корпус срочно перебросили в Карпаты под гор. Кросно где развернулись в очень плохих условиях для танков сильные бои, но несмотря на сильное сопротивление врага наш корпус совместно с пехотой громил немцев и в скорости город Кросно а через несколько дней были освобождены город Дукля и мы вышли к главному Карпатскому Хрепту. С нашей бригадой все время действовала чехословацкая корпус. Нам была дана задача вместе с чехословацким корпусом овладеть Дуклинским перевалом и ворватся в чехословакию и соединится с повстанченскими отрядами чехов. Противник был очень укреплен имел много танков и орудий, сильно сопротивлялся. Наш танковый батальен который потдерживал наступление чехословацких воинов занимали одну возвышенность за другой.

19 сентября 1944 г. нашему танковому взводу с дисантом был дан приказ, ночью взять одну возвышенность пройти в глубь обороны на 2-3 кл. и перерезать сошейную дорогу и недать возможность немцам подбросить подкрепление и держатся до подхода основных сил. Бой за возвышенность был очень жестокий, нашему танку Дважды были разбиты гусинецы, но мы под огнем быстро исправляли повреждения и к 8ч утра возвышенность была взята. Пройдя 2-3 кл. в глубь обороны мы оседлали сошейную дорогу и держали до подхода наших основных сил батальена. 21 сентября при отражении очередной атаки противника в 1дня(?) наш танк был сильно подбит и меня и командира тяжело ранело выбирались мы к своим целые суттки. Я был ранен в правую ногу. 22 сентября с другими ранеными нас отправили на танке в полевой госпиталь. потом я был перевезен в г. Перемешел, после меня эваукировали в гор. Красноармейск бозля гор. Волгограда В 1945 г. меня комисовали и отправили домой. Дома я долгое время лечился здоровье мое постипенно воправилось. В данный момент я работаю электросварщиком в котельном цехе крайместкома.

26 апреля 1969 г.  Нехаенко М. Ф.»